КӨКШЕТАУ ЖОҒАРЫ КОЛЛЕДЖ "АРНА" МЕКЕМЕСІ
УЧРЕЖДЕНИЕ КОКШЕТАУСКИЙ ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ  "АРНА"

Формирование профессиональной мотивации к проектной самореализации студентов-дизайнеров

Одним из приоритетов новой образовательной системы образования является ориентация на личностныеинтересы, креативное мышление, профессиональную и общекультурную компетентность выпускника. Требования рынка труда теперь связанны не только с умением пользоваться знаниями и применять их в профессиональной сфере, но и быть готовым к поиску новых знаний, грамотно пользоваться ими, мобильно и активно действовать внутри новых систем, непрерывному самообразованию в течение жизни. Профессиональная мотивация выступает главным внутренним фактором, приводящим в движение механизмы проектной самореализации студентов, так как только на основе высокого уровня мотивации возможно эффективное развитие высококультурного и профессионально компетентного дизайнера.

Мотивация (от французского — побудитель) — система причин, факторов и условий, побуждающих человека к активной целенаправленной и продуманной деятельности. Мотивация основывается на мотивах, которые в свою очередь, активизируют деятельность студентов, процесс обучения и самообучения, придают их деятельности эмоционально-чувственную окраску и уверенность в собственных силах, что способствует эффективному обучению, восприятию и усваиванию новых знаний.

Динамичные изменения, происходящие сегодня в мире, ставят перед учебными заведениями более высокие требования к организации и качеству профессионального образования. Современный дизайнер должен обладать не только общекультурной и профессиональной компетентностью, но и ощущать потребность в достижениях успеха, четко понимать свою востребованность и конкурентоспособность на рынке труда. Необходимо прививать интерес студентам-дизайнерам к непрерывному самообразованию, самостоятельной деятельности, стремлению получать новые знания, обогащать свой общекультурный уровень. Для достижения таких целей студентдолжен обладать высоким уровнем профессиональной мотивации. Поэтому, формирование у студентов мотивации в учебно-профессиональной деятельности является важным педагогическим условием.

Студента можно заставить ходить на пары, но невозможно принудительно развить его способности. Студент учится, когда хочет учиться. Тем не менее, от того насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией напрямую зависит эффективность учебного процесса и становление компетентного дизайнера. "Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося". Истинный источник мотивации студента находится в нем самом, поэтому необходимо, чтобы сам студент захотел выполнять качественно профессиональные задачи, посредством обучения. Основным мотивом обучения является внутреннее желание студента обучаться, для достижения профессионального и личностного развития.

Студент будет мотивирован к обучению, только тогда, когда занятия будут ему интересны, когда он отчетливо будет понимать свои профессиональные перспективы. Педагог несет особую ответственность за формирование профессиональной мотивации студентов к обучению. Студенту необходимо четко объяснить каким образом знания пригодятся ему в будущем. Если преподаватель выражается абстрактными понятиями "так нужно", "пригодится", "поверь мне на слово" и т.п., студент теряет интерес, не видя конкретных перспектив применения знания в будущем. Студент приходит в  учебное заведение не столько за новыми знаниями, сколько в надежде стать востребованным профессионалом на рынке труда, а учитывая иное мировосприятие современным поколением, студент быстро потеряет интерес к обучению, если не будет уверен в том, что обучение направлено непосредственно на формирование его как профессионала. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в их профессиональной деятельности.

В своей работе приведу примеры основных способов повышения мотивации у студентов-дизайнеров.

Стимулирование на результат. Студент должен мыслить результатом, ведь в реальной профессиональной жизни никого не будет интересовать, сколько сил и времени затратил дизайнер на выполнение своей работы. Его будут оценивать по результату. Поэтому в процессе обучения необходимо не только заинтересовать предметом, сформировать для него понимание, что стремиться нужно к качественному результату, который станет залогом хорошей оценки не только в учебе, но и в профессиональном будущем. Студенту необходимо дать возможность практико-ориентированного применения знаний. Этому могут способствовать интерактивные формы обучения с участием успешных дизайнеров и руководителей компаний (потенциальных заказчиков дизайна). Такой формат приблизит связь образовательного процесса с профессией.

Взаимоотношения студент-преподаватель. Только при условии комфортных взаимоотношений студентов и преподавателя возможно повышение мотивации студента к обучению. Педагог должен выступать в роли наставника, к которому всегда можно обратиться за помощью, разъяснением материала, обсуждением интересующих профессиональных и общекультурных вопросов. Преподаватель должен использовать укреплять уверенность студентов в силах, настраивать их самореализацию в профессии. Чем больше доверия оказывает педагог студенту, тем с большим интересом студенты сотрудничают с преподавателем.

 Признание успехов студента. Публичная похвала и системный разбор студенческих работ с явным акцентом на достоинствах и нововведениях, повышает самооценку студента его профессиональную мотивацию и желание добиваться аналогичных результатов и более высоких. Любой (даже самый неприлежный) студент — личность, которая хочет к себе внимания и уважительного отношения. Интерактивные формы организации образовательного процесса (дискуссии, ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры, тренинги, разбор кейсовых ситуаций и др.) являются эффективным методом налаживания взаимодействия между педагогом и студентами.

Умение заинтересовать студентов. Интерес к предмету и личности преподавателя мотивируют студентов с удовольствием посещать занятия. Свобода творчества и интерактивные формы обучения способствуют заинтересованности студентов. Необходимо использовать интерактивные формы проведения, где студентам будет предоставлена возможность высказывать и отстаивать свое мнение, быть активным участником обсуждений, искать и находить различные варианты решения проектной задачи, применять комплексные способы решения профессиональных проблем. Это эффективно повысит интерес студентов к обучению. Так же мотивации студентов способствует личный пример преподавателя. Большое уважение у студентов вызывает преподаватель-практик — успешный и признанный дизайнер, работающий с крупными проектами, имеющий качественное портфолио и на деле знающий то, чему учит. Так же ценится доброжелательность педагога, требовательность (соответствующая уровню подготовки студента), пунктуальность, умение держать свое слово.

Бонусная система поощрений. Так же эффективным средством повышения профессиональной мотивации к проектной самореализации студентов-дизайнеров является введение бонусной системы поощрений, которая будет учитывать их активность в течение семестра, представленной в виде завершенных дизайн-продуктов. В начале семестра необходимо озвучить расширенные возможности, позволяющие добросовестным студентам иметь ряд бонусных поощрений, которыми могут стать внеаудиторное посещение выставок и конференций, бесплатное участие во внутренних конкурсах, в виде грамот, благодарностей и др. Недобросовестные студенты могут получать дополнительные задания за каждый пропуск занятия по неуважительной причине, что будет их стимулировать посещению занятий и активно участвовать в образовательном процессе. В итоге все студенты будут мотивированы конкретными бонусами и преференциями и с большей ответственностью отнесутся к учебному процессу.

Формирование интереса к профессии. Профессия "дизайнер" одна из самых востребованных профессий современного мира. Дизайн пронизывает все сферы деятельности человека. В связи с этим нужно грамотно формировать интерес к профессии, раскрывать значимость дизайнерских проектов, уделять внимание на положительные стороны специальности. Этому могут способствовать интерактивные формы обучения,  приглашение специалистов дизайнерских компаний, просмотр и обсуждение значимых современных проектов в области дизайна, фильмов о дизайнерах, участие в конференциях и семинаров, посещение выставок и галерей.

Предоставление творческой свободы студентам. Предоставление творческой свободы при выборе методов и техник достижения профессиональных результатов повышает мотивацию студентов. Каждый студент желает быть сопричастным к образовательному процессу, принятым коллективом, чувствовать уважение его мнения и отсутствие давления со стороны преподавателя.

Учебное заведение должно стимулировать интерес к обучению таким образом, чтобы целью студента стало не просто получение диплома, а диплома, подтверждающего его реальную профессиональную компетентность и высокую конкурентоспособность. Этому способствует мотивация студента — как один из наиболее эффективных способов улучшения процесса и результата обучения. Нынешнее состояние образования дизайна говорит о необходимости формирования профессиональной мотивации к проектной самореализации студента-дизайнера. Формированию такой мотивации может способствовать стимулирование студента на завершенный качественный результат, установление комфортных взаимоотношении между студентом и преподавателем, признание преподавателем успехов студента, введение системы поощрений, умение увлечь на занятиях, заинтересовать в профессии дизайнера и предоставление творческой свободы.

Автор: Турлыбаева Г.Т.

 

Страница создана: 29.05.2019 17:19
Страница обновлена: 29.05.2019 17:19

Список организаций
Текст