"АРНА"  КӨКШЕТАУ ЖОҒАРЫ КОЛЛЕДЖ МЕКЕМЕСІ
УЧРЕЖДЕНИЕ КОКШЕТАУСКИЙ ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ  "АРНА"

Организация системного подхода в работе психолога с трудными подростками как фактор самосовершенствования личности подростка.

   Формирование личности подростка имеет центральное место в становлении психологически здоровой личности. Поэтому именно в этом возрасте применения системной программы психологической помощи и поддержки подростку крайне необходима. Под системной программой понимается совокупность психологических действий направленных на коррекцию и диагностику личности подростка. Если психологом правильно будет составлена  психологическая программа, то он сможет сформировать целостную гармоничную личность. А так же если на основном этапе, то есть на диагностическом будет создана целенаправленная программа на выявления  отклонений в развитии подростка. Благодаря этому психолог в своей дальнейшей деятельности сможет  достичь значительных результатов в самосовершенствование подростка.

  Огромное внимание в формирование личности подростка занимает именно фактор самосовершенствования. Поэтому психолог в процессе целенаправленной системной деятельности должен сформировать в личности ребенка стремление к самостоятельному совершенствованию и развитию силы воли [1].

 Нам известно, что именно потребности и интерес ребенка являются основой целенаправленного формирования. Учитывая это, психолог должен сформировать и определить свою работу так чтоб она носила познавательный и увлекательный характер. Психолог формирую свою программу деятельности, должен учитывать личный интерес и потребности ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Деятельность психолога в системной психологической программе можно представить следующим образом:

Диагностический этап, выявления интересов и потребностей ребенка посредством использования  тестов, анкет, бесед и т.д
Коррекционный этап, это этап непосредственно самой работы, здесь осуществляется обработка результатов проведенного диагностического этапа,  а после осуществляется непосредственно сама работа в форме тренингов, собеседований, дискуссий, индивидуальной работы с каждым подросткам по выявлению трудностей в психологическом развитии и т.д.
Реабилитационный этап, этот этап осуществляется в соответствии с  проведенным коррекционным этапом, здесь принимают участие не все подростки, а только те, кто имеет низкий уровень психологически сформированной личности, который нуждается в помощи и поддержке. Именно в процессе реабилитационного этапа ребенок получает конкретную помощь в стремлении к самосовершенствованию. Здесь формируется план полного самосовершенствования и саморазвития, а так же формирования силы воли и становления характера.
Заключительный этап или этап анализа, подводятся полный анализ проделанной деятельности и работы. Выявляются основные компоненты, над которыми необходимо провести еще более целенаправленную работу, чтоб достичь полного стремления к самосовершенствованию и саморазвитию [2].

Необходимо помнить, что именно системная деятельность положительно отразитсяна становление и стремление подростка к совершенствованию. Какбыло сказано нами ранее, что в своей деятельности психолог должен учитывать возрастные и индивидуальные способностиподростка и осуществлять непрерывный процесс самосовершенствования личности ребенка в процессе обучения. Особое внимание необходимо уделять возрастному периоду с 11 до 18 лет. На каждом этапе обучения можно выделить следующие периоды:

5 класс направлен на познания ребенка самого себя, психолог в данной работе должен руководствоваться принципами психологии личности.
6 класс здесь данная работа направлена на то чтоб подросток сам пытался переделать трудности своего характера и сформировать его. Этот период можно назвать периодом целенаправленного самовоспитания.
7 класс направлен на то чтоб подросток преодолел трудности  обучения и самостоятельно «научил себя учиться», всему этому процессу должен сопутствовать психолог, помогать и направлять ребенка. Так же этот период можно охарактеризовать как период самообразования и самообучения.
8 класс охарактеризован как период становления личности ребенка, этому периоду должна способствовать именно системная работа психолога в процессе самоутверждения личности подростка. Так же этот период называется периодом самоутверждения.
9 класс ознаменован поискам подростка самого себя, своих желаний и устремлений. Формирования его взглядов на жизнь и самоутверждения. Поиск смысла жизни, определения своего предназначения. Этот период называется, периодом самоопределения.
10 класс ознаменован периодом правильным управлением и саморегулирование, личность подростка в этом периоде при помощи психолога учится управлять своими внутренними психологическими процессами. Так же это правильное управления своими страхами и эмоциями. Этот период называется, периодом саморегуляции.
11 класс здесь происходит период бурного развития личности подростка. Ребенок реализует свои основные возможности и способности. Подросток определяет свою профессиональную ориентировку в соответствии со своими возможностями и запросами. Это период самоактуализации  именно в этом периоде происходит формирования личности. Роль психолога на этой стадии и на других просто не заменима, и только правильно составленная системная программа поможет достичь значительно грандиозных и полных результатов в формировании личности.

Все эти периоды в процессе школьного обучения важны. И нужно следить за тем чтоб на каждом возрастном этапе происходили те видоизменения, которые соответствуют данному возрастному периоду. Личность психолога в процессе самосовершенствования занимает основное место, но необходимо помнить, что добиться наилучших результатов психолог может добиться лишь при взаимодействии с классным руководителем, учителем предметником, завучем, директором, социальным педагогом и учителем самопознания, так как самопознаниеявляется одним из основных предметов становления и развития духовной организации подростка.

 

Список литературы.

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984.

Автор: Груздева К.В.

Страница создана: 04.06.2019 16:51
Страница обновлена: 04.06.2019 16:51

Список организаций
Текст