"АРНА"  КӨКШЕТАУ ЖОҒАРЫ КОЛЛЕДЖ МЕКЕМЕСІ
УЧРЕЖДЕНИЕ КОКШЕТАУСКИЙ ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ  "АРНА"

Развитие творческого потенциала студентов 1 курса Кокшетауского высшего колледжа «Арна» при организации исследовательской деятельности

 

Каждый преподаватель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у обучающихся, чтобы студенты умели не только писать химические формулы иуравнения реакций, но и понимали химическую картину мира, умели логически мыслить.Для этого необходимо сделать из обучающегося активного соучастника учебного процесса. Студент может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому педагогу  нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельностиобучаюшегося.

Как привлечь студентовв к постижению тайн мироздания? Как научить их видеть «необычное в обычном» и «обычное в необычном»? Как помочь их творческому росту? Как раскрыть творческие качества обучающегося Эти и многие другие проблемы подчѐркивают необходимость разработки таких средств организации образовательной деятельности студентов, которые бы позволили каждому студенту, с любым уровнем теоретической подготовки, полноценно реализовать себя. И, несомненно, главную роль в этом играет исследовательская деятельность студентов, которая помогает овладеть методами научного познания.

Основной целью данного процесса является развитие творческой личности обучающихся, готовой к решению нестандартных проблем в любой ситуации, самостоятельному поиску и получению новой информации, а также формирование у них опыта самообразовательной деятельности.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- выявление наиболее одаренных и талантливых студентов;

- формирование у него интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач;

- развитие творческого мышления, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;

- развитие самостоятельности при работе со специальной и научной

литературой при выполнении наблюдений и опытов;

- развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях.

Продолжительность работы по данной теме опыта составляет четыре года.

Основные этапы работы следующие:

1. Организационный.

2. Работа с литературой по теме.

3. Организация исследовательской деятельности в колледже среди студентов-первокурсников.

4. Защита научных работ на конференциях.

О РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ХИМИИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Работа по теме была начата в 2018-2019 учебном году. Исследовательская работа в колледже многоэтапна, содержит много компонентов, составных частей. При освоении навыков исследовательской работы на уроках химии основная нагрузка ложится на практические работы, которые являются сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования гипотезы и выводов и отражает основные этапы исследовательской деятельности. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов в области химии, экологии. Знакомя учащихся с основными принципами исследовательской деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), на парах я готовлю студента к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы.

Выявление талантливых и одаренных обучающихся

Не все обучающиеся способны заниматься исследовательской, а тем более научно-исследовательской деятельностью. Поэтому важно уметь определять талантливых студентов. Здесь я всегда учитываю, что общая успеваемость обучающегося не является главным показателем его реальных способностей. Факторов, влияющих нарезультаты успеваемости, может быть много. Для того чтобы определить уровеньспособностей обучающегося к научно-исследовательской деятельности, я провожу со студентами небольшой тест.

Тест на определение научно-исследовательских способностей студентов.

Составить рассказ о каком-либо живом существе и изложить устно в течение 5 минут. На придумывание отводится 1 -2 минуты.

Стандартный лист бумаги и фломастеры не менее 6 цветов. В течение 5 минут придумать и нарисовать картину.

Провести ассоциации с каким-либо словом (например - «рыба»).

Обращаю внимание на скорость процессов воображения, необычность, оригинальность образов, богатство фантазии, глубину и проработанность образов.

Простое описание рыбы, которую можно встретить в магазине в качестве еды, говорит о том, что вряд ли студент способен к научной деятельности.

Даже если студент не имеет способностей к НИР, это не значит, что он не может заниматься наукой и никогда не станет ученым. Научной деятельности можно научить человека без выдающихся способностей. Но для этого необходимо, чтобы студент обладал такими качествами, как трудолюбие, ответственность, любознательность. Все остальное зависит от того, как я организую образовательный процесс.

Формирование интереса к научному творчеству

Практика показывает, что не всегда студент проявляет интерес к НИР, особенно на первом этапе. В этом случае первоначально делаю упор на исполнительность и ответственность студента. Однако в ходе научно-исследовательской деятельности необходимо заинтересовать обучающегося. Для этого использую несколько приемов для пробуждения интереса к НИР и активизации творческой деятельности студента. Во-первых, делаю акцент на том, что участие в НИР пригодится в дальнейшей жизни обучающегося, уже за пределами колледжа.

Во-вторых, зная, что людям, особенно подросткам, свойственно стремление выделяться, быть не похожим на большинство, убеждаю его, что участие в НИР позволит ему ощутить свое особенное положение среди сверстников.

В-третьих, создаю атмосферу соревновательности, ощущение борьбы. В- четвертых, прежде чем дать задание студенту, выясняю его интересы, склонности, способности. Эти интересы следует учитывать при выборе темы НИР.

Организация работы

Для повышения эффективности работы использую практику отчетов (устных или письменных) по выполнению НИР, разрабатываю четкий план работы. Исследование выполняется поэтапно, с подведением итогов каждого этапа. При этом студенты должны уметь самостоятельно анализировать свои успехи и неудачи. Например, в 2018-2019 уч. году студенты исследовали содержание нитратов в колодезной воде. Прежде чем приступить к работе, был составлен план.

Он представлен в следующей схеме:

№ Тема

1 Обсуждение темы реферата.

2 Работа над библиографией по теме. Сбор и оформление материалов

наблюдений по теме.

3 Анализ материалов к реферату.

4 Забор проб воды.

5 Исследование содержания нитратов.

6 Анализ результатов исследования.

7 Редактирование реферата, компьютерный набор реферата.

8 Выступление на конференции.

Из приведенного примера видно, что практическая часть работы занимала

значительное место. Учитываю, что при организации работы и практическая и теоретическая части имеют одинаковое значение. Представленная схема проста, логична и понятна. Она рассчитана наобучающихся 1 курса.

Для некоторых студентов важно, чтобы план НИР был максимально развернутым. Но подробный план не всегда эффективен.

Многих студентов это лишает самостоятельности, что может сказаться на интересе к работе. Это наиболее вероятно, если обучающийся от природы обладает лидерскими качествами, может высказывать независимую точку зрения, проявляет творческое мышление. План должен способствовать  проявлению его познавательного интереса. Поэтому при выборе типа плана учитываю индивидуальные особенности обучающегося.

Работа с литературой

Любая научная деятельность, от реферата до докторской диссертации, невозможна без работы с источником. Поэтому я считаю своей задачей объяснить, что литературный источник - основа его работы.

В ходе исследовательской работы обучающимся приходится иметь дело с

различными видами информационных ресурсов интернета, электронными

публикациями.

При выборе источника учитываю:

-информационную доступность;

-полноту содержания информации;

-надежность и достоверность.

Таким образом, моя задача - объяснить студенту, что НИР может быть основана только на работе с конкретным источником. Задача студента-

научиться работать с источником, приобрести навык самостоятельной работы в библиотеке: работы с системой библиотечных, в том числе и электронных каталогов, правильного их оформления.

Для этого даю несколько общих рекомендаций по работе с литературой:

1. Изучение научных публикаций по теме желательно начинать с работ общего характера, а затем уже вести поиск узкоспециального материала.

2. Знакомлю со способами фиксирования необходимой информации и способами  оформления.

3. Объясняю обучающимся, что не вся выписанная информация может оказаться необходимой, не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, если это может повредить целостности и логичности исследования.

Практическая часть работы

Здесь обучающиеся выделяют задачи исследования, выдвигают гипотезы и проверяют их, проводя теоретические или экспериментальные исследования, обрабатывают полученные результаты.

Моя роль как педагога на данном этапе организации исследовательской деятельности не является доминирующей. Я сотрудничаю с обучащимися как его консультант: подсказываю, как правильно работать с оборудованием, поставить эксперимент.

Выполняя научное исследование, студент приобретает навыки самостоятельного творчества, самостоятельного получения новых знаний, информации и их практического применения, которые будут полезны в любой области профессиональной деятельности, даже если это будет не наука. Человек, получивший навыки творчества, сможет найти себя в любом деле.

Автор: Алишева А.Ш.

Страница создана: 30.05.2019 16:48
Страница обновлена: 30.05.2019 16:49

Список организаций
Текст