КӨКШЕТАУ ЖОҒАРЫ КОЛЛЕДЖ "АРНА" МЕКЕМЕСІ
УЧРЕЖДЕНИЕ КОКШЕТАУСКИЙ ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ  "АРНА"

Самопознание как процесс развития личности

Должны мы бороться за детские души
прививкой стыда,чтоб не уродились
ни фюрер, ни дуче из них никогда.
И, прежде чем лезть с поучительством грозным и рваться в бои за детские души,
 пора бы нам, взрослым, очистить свои...
Е.Евтушенко

         Мне очень захотелось взять эпиграфом к отзыву об этой удивительной книге, которую я читаю впервые, и, которую мне не удалось с первого раза прочититатьи  осмыслить,  книгу Шалвы Амонашвили "Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света". О чем эта книга:  об учителе,  ученике, уроке или в целом системе образования? Эта книга об очищении Души учителя. Перечитывая  книгу" Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света" я поняла Сегодняшнего учителя учил Вчерашний учитель. Новому  поколению Света  необходимо новое поколение Учителей. В этой книге Шалва Амонашвили говорит  об Учителе Света творящего и дарящего Уроки для детей Света. Это  произведение Шалвы Александровича, дает нам учителям возможность  понять, кто мы есть, какими должны быть, к чему стремиться , почему мы выбираем гуманную педагогику. В книге «Чтобы дарить ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море света» Шалва Александрович пишет: «Если кто среди нас скажет, что он маленький человек, тем самым он унизит всех нас, всех учителей. Нам надо, в конце концов, осознать, что учитель – направляющая сила общества, и путь, по которому он ведёт общество, черпает он не столько из внешних установок, а из весьма глубинных внутренних истоков. Оттуда идут импульсы, которые питают наше чувствование и убеждение, нашу совесть и преданность, нашу мудрость и веру». Он говорит не только о  призвании и миссии учителя, о силе желания,которое несется в духе, силе учительского вдохновения, но и о необходимости неутомимого труда  души учителя, о духовной общности учителя и ученика.

       Шалва Александрович призывает педагогов постоянно обогащать свое педагогическое мастерство, черпая из чистейшего и богатейшего родника педагогической мудрости. Он утверждает, что " хорошо быть в галерее живых классиков и мудрецов- наполняешься  Светом.У них много Света, и они любят дарить его щедро… Каждый из них говорит о чем-то своем, но не кажется ли вам,дорогие коллеги, что забота каждого –об одном и том же? Все они –люди разных эпох-строители одного Храма».

 Неоднократно Ш.Амонашвили писал, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребенку, он научился у классиков мировой педагогики -           К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, Януша Корчака, А. С. Макаренко и у многих других, что, собрав разноцветные кирпичики их опыта, он только объединил их в единое целое.  «Педагогика – это живая жизнь, а не груда принципов и понятий; педагогическое творчество – как всплеск живой жизни, которая устремляется ввысь» , - уверен Шалва Александрович Амонашвили.

Признаюсь, некоторые отрывки затронули меня глубоко:

 «Ребёнок в толпе.

Ребёнок в семье алкоголиков.

Ребёнок среди наркоманов.

Ребёнок среди извращенцев.

Ребёнок  - бомж.

Ребёнок брошенный.

Ребёнок презираемый.

Ребёнок обездоленный.

Ребёнок в руинах войны.

Ребёнок в мире криминала.

Ребёнок в болоте дурных зрелищ и соблазнов.

Ребёнок, угнетённый богатством.

Ребёнок, угнетённый нищетою.

Ребёнок во тьме равнодушия.

Ребёнок в агрессии взрослых.

Ребёнок – товар.

Ребёнок – сырьё.

Ребёнок – валюта. Ребенок ….»   Разве мы не знаем об этом? К сожалению, наши реалии таковы: что семья с каждым годом становится источником всё большей агрессии, а школа –  не всегда может создать условия для благоприятного существования в ней  ребёнка. Значит, отношение к детству, к вопросам воспитания становится едва ли не условием выживания каждой страны. Это и является причиной возникновения идеи новой педагогики, новой школы, способной преодолеть авторитаризм, либерализм понять, принять, защитить ребёнка и вступить в эпоху гуманной педагогики.

    Суть гуманизма по Амонашвили – это солнечное излучение души. Ибо «наши ученики –это дети Света, они рождены, чтобы мыслить космически, но жить духовно-нравственными законами Земли.» И в этом им поможет духовный учитель,  который осознает, что учительство – это Свет, это ответственность за души людей. Будущее не состоится без настоящего учителя, способного вобрать в себя Свет человеческой культуры,поэтому мы выбираем гуманную педагогику Ш. А. Амонашвили.

        Разве «Архитектор»  не  сможет принять искренней и сердечной молитвы педагога:

«Господи, помоги мне,

Общаясь с детьми, стать твоим голосом.

Господи, дай мне силы каждый день, отрекаясь от себя, любить детей, как любишь всех нас ты.

Господи, помоги мне сказать нет, когда обстоятельства складываются так,

Чтобы заставить меня поступать против совести.

Дай мне мудрости, любви и веры,

Веры в Тебя, Ребёнка и Себя…»?

 

Самопознание – это процесс который, даёт узнать человеку свою личность. Самопознание учит человека полностью узнать себя, как и психологически так и духовное состояние, познает свое «Я». Данное явление образуется с самого появление человека на свет, и следует на протяжении всего жизненного пути. То есть, человек всю свою жизнь познает свое « Я».

У каждого из нас есть определенные качества или черты характера, которые мы получили от своих родителей. Наследственность является основой, фундаментом личности каждого человека. Кроме того, в формировании свойств нашего характера большую роль также играет то окружение, в котором мы выросли и теперь живем. То что, мы видим с детства, как ведут себя родители, какой они пример преподают детям, соответственно у ребенка формируется в памяти и он с самого раннего возраста начинает реализовать эти качества которые формировались в его памяти.

В процессе развитие личности индивид создает ряд собственных убеждений относительно самого себя и находит личностный мотив, который является побуждением к саморазвитию и определяет поведение человека. Соответственно самому составить о себе объективное представление достаточно трудно. Человек- очень сложное и малое познанное явление. Особенно для самого себя. Может ли формировать себя как личность?

Широко распространена точка зрения, что человек может сформировать свою личность, подражая определенному образцу, и проблема заключается только в том, что собой представляют эти образцы. Необходимым условием становление личности является полная гармония между тем опытом который получает человек, и его представлениями о себе. Действительно индивид может  формировать свои личностные качества, а стало быть  и свою личность. Даже если в этом кто-то может усомниться, то другое утверждение едва ли вызовет неоднозначную реакцию: любому человеку вполне по силам изменить то, как его воспринимают другие люди, то есть внешнее впечатление, которые люди производят на других посредством нашего поведения и в котором проявляются разные грани нашей личности. Мое второе «Я» это своего образа зеркало души, которое отражает истинную личность. У каждого человека с детства зарождается самооценка. Зависимо от уровня самооценки, она или возвысит индивидуальность или загонит человека в рамки, чем причиняет и на протяжении большой личностный дискомфорт.

Самооценка повышается, если человек добивается успеха в каком-то деле или в результате снижения требований к идеалу. Если реализовывается самопознание и самооценка личности адекватная, у человека сложится положительный образ самого себя, чем, если бы человек был с низкой самооценкой и придавал почти всем своим качествам негативную оценку.

Автор: Сатпаева Л.О

Страница создана: 28.05.2019 12:42
Страница обновлена: 28.05.2019 12:42

Список организаций
Текст