"АРНА"  КӨКШЕТАУ ЖОҒАРЫ КОЛЛЕДЖ МЕКЕМЕСІ
УЧРЕЖДЕНИЕ КОКШЕТАУСКИЙ ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ  "АРНА"

Индивидуализация образования как основная тенденция в работе психолога

Про использование индивидуального подхода в работе психолога имеется  много информации. Про учет индивидуальных потребностей и интересов школьников, а так же про учет склонностей и способностей. Но, к сожалению, большинство информации используется только на теоретическом уровне, а вот практической реализации не всегда достигает. Поэтому необходимо полностью индивидуализировать весь процесс обучения и воспитания, особенно в работе психолога. Индивидуализация образования основана и сформирована на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов-психологов направлено на обеспечение и формирование активного участия ребенка в учебном процессе.

Индивидуализация – обучение и воспитание, при организации которого учитывается вклад каждого отдельного ребенка в процесс обучения и воспитания. Индивидуализация основывается на таких основах, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания и умения, отношение, навыки, личностные особенности и предпосылки и т.д. В противовес восприятию ребенка как «пустого сосуда», в который психолог «наполняет» информацию, индивидуализация рассматривает личность ребенка и психолога так, как будто бы они вместе закладывают основы личности. Особенно необходимо помнить о том, что в процессе психологической поддержки и построение работы психолог должен видеть в каждом ребенке лишь позитивные стороны и как бы игнорируя плохие качества. Недостатки должны перерастать в достоинства [1].

Индивидуализация, как ведущая тенденция к обучению и воспитанию, обеспечивает своего рода баланс между потребностями  отдельной личности и группы, обеспечивает место и реальный процесс введения демократических ценностей и основ (как для детей, так и для психологов). Кроме повышения эффективности формирования каждого ребенка, индивидуализация укрепляет атмосферу терпимости и равновесия в группе. Формирует душевную атмосферу в коллективе, которая сочетает в себе терпимость и принятие каждого отдельного ученика. Позитивно реагируя на индивидуальные особенности детей (способности, стили обучения, потребности, интересы и пр.), педагог-психолог демонстрирует детям, что принять другого, конструктивно и позитивно отреагировать на различия – важно, правильно и крайне необходимо. Противоположный подход, предполагающий, что все дети одинаково реагируют на определенный метод обучения и воспитания, что следует быть «как все», «не проявлять характер», «не требовать лишнего» способствует конформизму и часто оказывается неэффективным при обучении. И приводит к подавлению склонностей и интересов многих учащихся [2].

При индивидуализированном подходе элементы общих знаний доносятся до ребенка косвенно, когда они делают выбор, реализуют собственные интересы, решают свои задачи. Особенно будет эффективно применять в процессе обучения такие технологии обучения как личностно- ориентировочную технологию, педагогику сотрудничества, игровые технологии, проблемное обучения и многие другие технологии. Применения таких технологий позитивно и эффективно повлияет на развитие и формирования свободной и самостоятельной личности, умеющей самостоятельно выбирать и формировать стиль своего обучения и личностного развития. Применения данных технологий в группах будет так же результативным, как и для отдельной личности. При этом дети становятся заинтересованными участниками всего процесса обучения и воспитания, имеющих для них свое собственное значение, а не отдельных вырванных из контекста искусственных ситуаций и конкретных традиционных знаний. Это, однако, не говорит о том, что психологи и педагоги должны все время индивидуализировать обучение детей. Процесс обучения и воспитания должен, строится, в соответствии с традиционными формами обучения, при этом должен быть пропитан индивидуальными методами и средствами.

 Работа психолога должна, строится, как было сказано ранее с учетом индивидуальных особенностей и потребностей, которые психолог может выявить и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, в которой воспитывается ребенок, возраст, уровень развития, пол, стиль учения и обучения, способности (потребности, сильные и слабые стороны), характер и темперамент, интересы, и самосознание. Умение распознать и видеть различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет психологу лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения и воспитания  позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия и взаимопонимания. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю обучения и воспитания [3].

 Предварительно в своей работе психолог должен использовать  диагностические средства и методы, для того чтоб выявить основные потребности и склонности ребенка. А потом применять полученные данные для эффективной и результативной работы.

Применение индивидуальных методов в работе психологов и педагогов сможет полностью реализовать и эффективно организовать индивидуализацию образования. Но необходимо помнить, что принципов и методов индивидуального обучения огромное множество, но не обходимо выбирать лишь те которые наиболее точно соответствуют потребностям каждой отдельной личности.

 

              Список используемой литературы.

          1. Акимова, М. К., Козлова, В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход [Текст] / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - М.: Знание, 1992.

         2. Индивидуализированное обучение в группе учащихся (некоторые практические советы) // English. - 2008. - №10. - С. 39.

         3. Вейт М.А.: Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе. - Липецк: ВГПИ, 1990.

Автор: Груздева К.В

Страница создана: 04.06.2019 16:56
Страница обновлена: 04.06.2019 16:56

Список организаций
Текст