"АРНА"  КӨКШЕТАУ ЖОҒАРЫ КОЛЛЕДЖ МЕКЕМЕСІ
УЧРЕЖДЕНИЕ КОКШЕТАУСКИЙ ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ  "АРНА"

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком,

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком

 С.Данилов

 

   

Современные исследования в области языка свидетельствуют о том, что прогресс развития полиязычия неизбежен. Глобализация и международное сотрудничество многих стран открывают границы для расширения языкового ряда в каждом государстве.

Программа трехъязычного образования в Казахстане позволяет населению стать конкурентоспособным на мировой арене. Через нее казахстанское общество сможет свободно осваивать и использовать новости в сфере науки и других областях. Молодое поколение успешно сможет работать в международных компаниях и организациях не только в Казахстане, но и за его пределами. На рынке труда работодатели все чаще запрашивают свободное владение тремя языками, а потенциальные инвесторы чаще всего настроены в первую очередь на удобное общение. 

В нашей стране программу трехъязычного обучения поддерживают родители, которые в свое время не имели возможности и доступа к изучению второго и третьего языков.  

Один из безусловных успехов государства - выработанная  уникальная модель мирного сосуществования множества различных этносов и культур. Не последнюю роль в этом сыграл русский язык - язык коммуникации различных социальных групп. При этом казахский язык продолжает оставаться государственным и дает титульной нации возможность самоидентификации.

Программа полиязычного обучения предусматривает создание новой модели образования, способствующей формированию конкурентоспособного поколения, владеющего языковой культурой. Знание казахского, английского и русского языков даст молодежи ключ к мировым рынкам, науке и новым технологиям, создаст условия для формирования мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, казахстанской и мировой культурам. Следует отметить, что программа полиязычного образования, внедряемая в Казахстане, является уникальной и подразумевает в отличие от западных аналогов параллельное и одновременное обучение на трех языках.

Полиязыковая личность – это активный носитель нескольких языков, представляющий собой личность речевую– комплекс психофизиологических свойств, позволяющих индивиду осуществлять речевую деятельность одновременно на нескольких языках; личность коммуникативную – совокупность способностей к вербальному поведению и использованию нескольких языков как средства общения с представителями разных лингвосоциумов; личность словарную, или этносемантическую – симбиоз мировоззренческих установок, ценностных направленностей, поведенческого опыта, интегрированно отраженных в лексической системе нескольких языков.

Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. Знания о языке, межкультурной коммуникации помогут обучающимся в полиязычной группе лучше усвоить русский, казахский и английский языки. В этой связи применение проектных технологий в процессе обучения языкам позволяет формировать устойчивую мотивацию полиязычной деятельности обучающихся на основе систематического использования текстовых и информационных материалов. В основе проектных технологий лежит так называемый метод проектов, разработанный американскими педагогами У. Килпатриком и Э. Коллингсом. Проектное обучение отличается от других технологий тем, что деятельность обучающегося имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного результата и его публичного предъявления.

При обучении языкам чаще всего используются следующие виды проектов на трех языках: информационные (подготовка сообщения на предложенную тему); издательские (подготовка статьи, реферата); сценарные (подготовка программы внеаудиторного мероприятия); творческие (перевод текста, сочинения). Для разработки проекта формируется группа единомышленников, в которой распределяются обязанности (один занимается поиском информации в библиотеке, другой в сети Интернет, третий проводит социологическое исследование, четвертый набирает и переводит текст, пятый готовит слайдовую презентацию и т.п.) 

Внедрение проектной технологии в практику обучения русского языка позволяет обучающимся реализовать свой интерес к предмету исследования, расширить знания в области темы проекта, продемонстрировать исследовательские навыки, показать уровень владения изучаемыми языками, подняться на более высокую степень обученности, образованности и социальной зрелости.

В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Внеклассные занятия, как проектное обучение, должны расширять лингвистический кругозор обучающихся и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому народу и интерес к его языку, должны прививать обучающимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополняя знания по русскому языку.

К специфическим принципам внеклассной работы в методической литературе относят принципы: взаимосвязи классных и внеклассных занятий, научной углубленности, практической направленности, занимательности, добровольности и равного права как сильных, так и слабых учащихся на участие во внеклассной работе, индивидуального подхода к каждому и развития творческих способностей, связи с внеклассной работой по родному языку.

Повышению интереса к внеклассной работе способствует занимательность. «Занимательность (но ни в коем случае не развлекательность) внеклассных занятий, - пишет Н. М. Шанский, - должна быть лишь педагогическим средством, но не целью работы». Занимательность внеклассной работы связана с формой ее проведения, выбором методов и приемов работы, с использованием ТСО и наглядности, интересных заданий, лингвистических игр, с привлечением интересных фактов.

Принцип равного права на участие во внеклассной работе всех требует сугубо индивидуального подхода к каждому обучающемуся, оказания максимальной помощи, подбора специальных заданий, упражнений, форм работы над русской речью.

Во внеклассных занятиях должны широко использоваться межпредметные связи. Такие связи осуществляются между русским и родным языками, русской и родной литературами. Можно использовать также знания, полученные на уроках иностранного языка, истории, географии. Например, учащиеся могут подготовить сообщение о порядке слов в предложении русского и изучаемого иностранного языка, о роде заимствованных существительных и т. д. Знания по истории могут быть использованы в сообщениях о происхождении письменности, книгопечатания, о заимствованных словах. Межпредметные связи способствуют как более прочному усвоению званий и умений, так и активизации естественной речевой деятельности обучающихся.

Для стимулирования речевой активности обучающихся и обогащения их речи весьма полезно посещение кино, театра, прослушивание радио- и телепередач, чтение газет и журналов на русском языке.

Внеклассная работа по русскому языку преследует ту же цель, что и уроки русского языка, - обучение речевому общению на русском языке, что предусматривает исполнение активного словаря обучающихся, отработку навыков правильного произношения русских звуков, формирование умений правильного построения предложений, сообщение знаний о грамматическом строе русского языка, привитие орфографических и пунктуационных навыков и т.д. Это единство целей делает внеклассную работу серьезным дополнением к урокам русского языка.

Целью внеклассной работы определяются ее конкретные образовательные и воспитательные задачи, основными из которых являются:

  • развитие у детей интереса к предмету «Русский язык», к живому русскому языку, к речи, к литературе на русском языке;
  • углубление знаний о языке, получаемых на уроках, повышение качества этих знаний и языковых умений; расширение запаса знаний учащихся в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка и борьба за культуру устной и письменной речи;
  • формирование первичных орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков;
  • развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления,
  • формирование первоначальных умений работать со словарями, привитие элементарных навыков самостоятельной работы с книгой;
  • развитие самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в условиях свободной инициативы;
  • умение пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, развитие способности самообразования;
  • развитие индивидуальных склонностей и одаренности обучающихся, которые проявляют склонность к языковым предметам;
  • развитие индивидуальных способностей обучающихся; воспитание чувства патриотизма, формирование интернационалистского сознания, развитие нравственного и эстетического идеала и т. д., которые в совокупности составляют сущность воспитания обучающихся.

Роль внеклассных занятий повышает социальную функцию обучения, они включают обучающихся в широкие потоки жизни, приобщают к массовым видам деятельности, расширяют круг общения.

Исходя из основной целей внеклассной работы по русскому языку, можно выделить частные задачи, которые решаются в процессе внеклассной деятельности:

  1. воспитание коммуникативной культуры обучающихся;
  2. расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;
  3. выявление и поддержка лингвистически одаренных обучающихся;

4) поддержка и воспитание веры в свои силы у слабоуспевающих по русскому языку и литературе;

5) развитие и совершенствование психологических качеств личности обучающихся: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимания к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи и т. д. Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Это принцип добровольного участия обучающихся во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность обучающихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия.

Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так, широко используется во внеклассной работе и слово учителя, и беседа, и самостоятельная работа. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации внеклассной работы по русскому языку разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олимпиады и т. д. Многие из этих форм к настоящему времени перестали считаться актуальными для внеклассной работы, и в практике все чаще проводят панорамный урок, урок-игра, уроки-путешествия, урок-конференции, урок-сказка, онлайн-урок, урок-праздник, урок-конгресс, урок-размышление, урок-форум и т. д.

При проведении внеклассных занятий надо помнить о том, что активная заинтересованность и творческая деятельность обучающихся являются показателями эффективности каждого занятия и всей работы в целом. Соблюдение этих условий помогает регулировать весь ход внеурочной работы и находить оптимальные варианты занятий, позволяющие, более успешно осуществлять задачи воспитания.

Внеклассная работа по русскому языку  преследует ту же цель, что и уроки русского языка, однако задачи её намного шире. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития. Они могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принципов ее организации и при удачном определении ее содержания.

Таким образом, систематически и планомерно осуществляемая внеклассная работа по русскому языку имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения и претворению в жизнь Программу трехъязычного образования в Казахстане.

Автор: Бегайдаров Е.Б.

Страница создана: 28.05.2019 12:33
Страница обновлена: 28.05.2019 12:39

Список организаций
Текст