АБАЙ МЫРЗАХМЕТОВ АТЫНДАҒЫ КӨКШЕТАУ УНИВЕРСИТЕТІ ЖАНЫНДАҒЫ КӨКШЕТАУ ЖОҒАРЫ КОЛЛЕДЖ МЕКЕМЕСІ
УЧРЕЖДЕНИЕ КОКШЕТАУСКИЙ ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ ПРИ КОКШЕТАУСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ АБАЯ МЫРЗАХМЕТОВА

Внеклассная работа по математике в начальных классах

 «Только тот учитель будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает, ее любит».

                                                                                   Д.И. Менделеев

          Основу учебной и воспитательной работы с учащимися составляют обязательные занятия. Здесь обучение и воспитание проводится по определенной системе, под постоянным руководством учителя. Однако эта работа продолжается и после учебных занятий. В не учебное время занимает значительное место в жизни ученика. Поэтому надо помочь ему правильно организовать это время, чтобы оно было разумно использовано для отдыха, культурного развлечения и занятия любимым делом.  П од влиянием громадных успехов в развитии производства, науки и техники у школьников возникают и развиваются различные интересы, далеко выходящие за пределы требований учебных программ. Удовлетворить все их на уроке совершенно невозможно. Для этого необходимо организовать занятия с отдельными учениками по их интересам во вне учебное время, создать кружки. Внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся . Внеклассные занятия дают возможность широко проводить С учениками различные виды работ, упражняющие их как умственно, так и физически, помогают воспитывать у них интерес к науке и технике, любовь к творческому труду, учат их мечтать и действовать. Одной из задач внеклассной работы являются углубление общенаучных и специальных знаний и развитие политехнического кругозора учащихся, выявление творческих способностей и дарований и содействие их всестороннему развитию, воспитание у учащихся творческой инициативы и самостоятельности. Велика роль внеклассной работы в ознакомлении школьников с производственными профессиями и в оказании им помощи при выборе своего жизненного пути.

       Вся работа с учащимися во внеурочное время строится на основе общих принципов обучения и воспитания. Вместе с тем при организации различных видов ее следует учитывать так же специфические принципы. К ним относятся:

а) добровольность выбора учащимися тех или иных форм и конкретного содержания внеклассных занятий с учетом их личных интересов;

б) массовость внеклассной работы по охвату ею учащихся;

в) опора на самостоятельность и инициативу учащихся в создании

различных кружков и в проведении массовых

внеклассных   мероприятии;

г) общественно полезная направленность и творческий характер

различных видов внеклассной работы;

д) подчинение всех внеклассных занятий общим задачам учебно

воспитательной работы школы.

        К сопутствующим формам обучения можно отнести: экскурсии, исследовательские группы, лаборатории, экспедиции, кружки, олимпиады, конкурсы, выставки и другие. Охарактеризуем некоторые из них.

     Задачи внеклассной работы:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.

2. Расширение и углубление знаний по математике.

3 Развивать логическое мышление, смекалку, математическую зоркость.              

4. Выявлять наиболее одаренных детей, способствовать их дальнейшему

развитию.

5. Развитие творческой самостоятельности, эстетического, нравственного

воспитания школьников.

6. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать

индивидуальную работу коллективной.

7. Вовлекать детей в занимательные задания, а этим укреплять дисциплину, воспитывать настойчивость, любовь к труду, организованность и коллективизм.

     В процессе урока не всегда удается с достаточной полнотой дать все знания по математике, осуществить все намеченные цели. Учителю приходится выходить за рамки установленного расписанием числа часов учебных занятий, организуя внеклассную работу

Внеклассная работа по математике определяется как составная часть учебно-воспитательной работы школы, как одна из форм организации досуга учащихся. Она бывает разнообразной по содержанию и формам. Необходимость проведения подчеркивается в педагогической и методической литературе.

        Внеклассная работа по математике имеет 2 стороны, неразрывно

связанные между собой:

1. Это, необязательные занятия школьников математикой.

2. Эта работа учителя и педагогических коллективов по организации этих занятий и руководству ими.

Однако внеклассная работа по математике нельзя смешивать с особым видом задач, известных в школьной практике под названием дополнительных занятий или работы с отстающими.

        Тем более нельзя всю работу сводить к занятиям отставшими, что иногда ошибочно делается.

        До настоящего времени внеклассная работа по математике чаще всего строилась на принципах занимательности, развлекательности, в нее вовлекалась небольшая часть учащихся из числа лучших учеников.

 Возможность массовой внеклассной работы обусловлена повышением интереса учащихся, к школьному курсу математики после его перестройки и созданием новых средств обучения, а также более ранним умственным развитием детей. Дети одного и того же возраста отличаются по типологическим особенностям высшей нервной деятельности физическому духовному развитию, способностям, интересам и т.д. Поэтому во внеклассной работе большую роль приобретает принцип индивидуального подхода к учащимся.

Так как здесь несравненно больше чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, признанная учитывать личные запросы школьников и стремиться к их удовлетворению, требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения. Чтобы не перегружать детей, лучше чаще встречаться на 10-15 минут, чем редко, на более продолжительные промежутки времени. Внеклассная работа позволяет сочетать разные виды деятельности младшего школьника: учебную, трудовую, игровую.

Формами организации внеклассной работы по математике в начальной школе могут быть:

1) тематические вечера по математике;

2) кружки (по определенной теме, с учащимися данного класса, общешкольные);

3) олимпиады (классные, школьные, районные, областные),

4) конкурсы и викторины;

5) выпуск стенгазет, оформление витрин, стендов;

6) математические экскурсии и пр.

Таким образом, все формы внеклассной работы по математике можно

разделить на:

· массовые (вечера, олимпиады и др.);

· групповые (кружки, стенная печать и пр.);

- индивидуальные (подготовка рефератов, подготовка к олимпиаде и т.п.). В методику организации внеклассной работы по математике в начальной школе входит определение целей и содержания той или иной формы работы, подготовка к проведению этого вида работы и т.п.

Для проведения внеклассной работы в помощь учителю и учащимся в школе желательно создать математическую библиотеку, где можно будет найти необходимый материал для выпуска математической газеты, для подготовки утренника математической эстафеты, утренника.

Требования к учителюУчителю должны быть свойственны такие качества как глубокое знание математики, широкая эрудиция, педагогическое мастерство.

     Широко развернуть внеклассную и внешкольную работу по математике может только образованный учитель, умеющий смотреть на свой предмет с точки зрения современной математики, знакомый с выходами в смежные дисциплины, знающий историю развития своей науки, психологию.

Ведению внеклассной работы по математике помогает наличие в классе уголка математики. Уголок - это не просто хранилище накапливаемого материала, а отражение деятельности учащихся класса в процессе классной и внеклассной работы по математике  Он создается учащимися или под руководством учителя. В нем могут быть выставки тетрадей по математике, альбомы вырезок из газет с цифровыми данными для составления задач, справочник цен, скоростей, норм, сборники самостоятельного составления задач, математические газеты. Здесь же помещается красочно оформленная таблица с заданиями для решения задач, примеров и различных упражнений. Это дает возможность учащиеся в промежутках между внеклассными занятиями получать новые задания и выполнять их.

Ескендирова Айжан Сериковна

Страница создана: 24.05.2019 17:08
Страница обновлена: 24.05.2019 17:08

Список организаций
Текст