КӨКШЕТАУ ЖОҒАРЫ КОЛЛЕДЖ "АРНА" МЕКЕМЕСІ
УЧРЕЖДЕНИЕ КОКШЕТАУСКИЙ ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ  "АРНА"

Развитие музыкально-творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности

Музыка объединяет моральную, эмоциональную

и эстетическую сферы человека.

Музыка - это язык чувств.
Василий Сухомлинский

 

В нашем современном обществе, когда деятельность человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки, всеми видами деятельности рассматривается, как одно из условий развития его как творческой и гармонично развитой личности. 

Развитие творческой личности происходит в разных областях. Одна из них – музыкальная деятельность. В детском саду музыкальное занятие является самым сложным по своему построению в детском саду, поскольку чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сосредоточенности, волевых усилий.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

- восприятие музыки, специально созданной для слушания;

- восприятие музыки в связи с ее исполнением;

- музыкально-дидактические игры;

- пение;

- музыкально-ритмические движения;

- игра на музыкальных инструментах;

- песенное творчество;

- музыкально-игровое и танцевальное творчество;

- импровизация на детских музыкальных инструментах;

- знания общего характера;

- специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

На музыкальных занятиях мы - музыкальные руководители помогаем ребенку раскрыть творческие способности при помощи различных видов деятельности - пения, восприятия, ритмики, иры на детских музыкальных инструментах. Поэтому, я считаю необходимым включать творческие задания в каждые из них. Но прежде чем увидеть творческую личность в ребенке – мы работаем с ним разных сторон – пытаемся раскрепостить, добиваемся расположения к себе, ребенок должен комфортно чувствовать себя среди детей, среди той среды, где он находится.Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей, быть непохожими на других, разбудить их фантазию, пытаться максимально реализовать их способности. Исходя из этого, одной из задачей музыкальной образовательной деятельности является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Чтобы получить желаемый результат, – одним из условий в деятельности – правильно подобранный музыкальный репертуар, соответственно возрасту.

Я стараюсь как можно больше давать детям творческих заданий, чтобы активизировать музыкальные способности детей, знания и умения, которые они получают на музыкальных занятиях - это им помогает более успешно усваивать навыки и умения.

Конечно же в процессе работы с детьми мы должны и работаем в тандеме со всеми педагогами. Психолог, логопед, воспитатель..и конечно же – музыкальный руководитель. Ребенок должен не только слышать, но и видеть. Для этого нужны наглядные пособия, атрибуты.

Хотелось бы подробно рассмотреть влияние каждого вида деятельности на творческое развитие ребенка.

Основа всех видов музыкальной деятельности – это восприятие. Прежде чем ребенок творчески себя проявит – конечно же вместе с ним нужно пройти небольшой путь и прийти к тому, что он будет воспринимать музыку, накапливать музыкальные впечатления, хорошо ориентироваться в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (динамика, темп, регистр, интонации), чувствовать смену характера в музыкальном произведении и только после этого дети будут использовать опыт восприятия в творческих импровизациях. В младшем возрасте конечно же другие критерии. Мы смотрим на эмоции, на то, как ребенок реагирует на музыкальное произведение – это уже является частью творческой импровизацией.

Приведу в пример музыкальное произведение Т.Ломовой «Кот и мыши». Проводим анализ, просматриваем иллюстрации, изображающие суть услышанного. Дети сами, при помощи движений изображают характер услышанного – трусливых мышей и смелого кота. Тут же прошу детей подобрать инструменты, соответствующие восприятию услышанного. И здесь ребенок показывает свое творческое отношение к услышанному – выбирают соответствующий образу музыкальный инструмент. Для мышек – колокольчик, металлофон, треугольник…для кота – контрастный тембр инструмена – бубен, барабан..

Первая ориентировка в песенном творчестве детей начинается с младшей группы при помощи простейших звукоподражаний («пи-пи», «ку-ку», «му-му»), связанные с различными жизненными образами. Чтобы ребенок мог отобразить образ при помощи песенного творчества – использую песни , где поется о каком либо герое или конкретном жизненном явлении. Например, «Котик» Муз.И.Кишко - дается образец, как, например, мяукает котенок. Детям исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания. Конечно, каждый придумывает по-своему. Например, в песне-образце «Котик» - мяукание котенка выражено определенной интонацией, можно придумать мяукание с другим ритмическим рисунком, с другой интонацией. После объяснения вторично играю фортепианное вступление, затем пою песню без фортепианного сопровождения, и предлагаю ребенку закончить песню по-своему, импровизируя мяукание котенка. После детского исполнения проигрываю последние такты песни, чтобы ребенок вновь почувствовал заданную тональность. Необходима в творческое перевоплощение бутафория, маски, шапочки, иллюстрации.

Задания для детей младшей группы на развитие творческих способностей:

петь свои имена на двух-трех звуках, передавая разнообразные интонации;

петь самостоятельно, находя то высокие интонации, то более низкие, подражая животным (большая собака, маленький щенок и т.п.)

импровизировать мотив из двух-трех звуков на слоги «ля-ля», «та-та»

«Кишко », муз.И.Кишко , сл. Г.Бойко. Подражать ритмическому пению котика на слог «мяу».

Следующий вид музыкальной деятельности – игра. Они, как известно бывают пальчиковые и подвижные. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении. Важной особенностью игры, как формы жизни детей является её проникновение в различные виды деятельности. Игра всегда вызывает большой интерес у детей и является оптимальным средством для общего, физического и психологического развития и укрепления организма ребёнка.

В музыкальных играх решаются следующие музыкально-педагогические и развивающие задачи:

1.Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать движения с их характером, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности.

2.Развивать художественно-творческие способности, которые у детей дошкольного возраста проявляются в своеобразном, индивидуальном выражении игрового образа в самостоятельной деятельности.

Можно взять любую игру, в любом возрасте и везде есть перевоплощение в различные образы. Зайчики, жучки, куклы, солдаты. Конечно же, связать все воедино помогает музыка, рассказ, пособия. Конечно же для использования игр я использую тематические аксессуары, которые несложно приготовить. Ушки, крылышки, платочки.

При переключении на такой вид деятельности, как музыкально ритмические движения, танец, музыке отводится очень большое место. Я стараюсь дать детям возможность самостоятельно выражать в движениях характер музыки. Пусть это будет неуклюже, не совсем то, чего мы хотим. Но ребенок должен прочувствовать и пропустить через себя все нотки музыки. Если сразу не пробудить любовь и стремление к самостоятельному творческому движению, то позднее сделать это будет весьма трудно.

Когда ребенок освоится в звуках музыкального произведения – я начинаю разучивать с ними определенные движения, а после эти движения складывать в танец. И в танце каждый ребенок, если он окунулся в это произведение, одинаковые, на первый взгляд движения, каждый ребенок выполняет по-своему, вкладывая часть своей души.

Готовясь к постановке танцевального номера, я тщательно подбираю музыку. Эту музыку я предлагаю ребятам станцевать, передав танцевальными движениями характер, темп и природу. Так рождается творческая мастерская детей и педагога. Очень интересно слушать ответы детей на представленный образ.. Самое главное – создать доверие между музыкальным руководителем и ребенком. Тогда ребенок откроется вам и творчество будет развиваться в нужном русле. Важно, чтобы дети все были хороши, не выделять никого, чтобы ребенок не закрылся и не боялся отвечать «а вдруг неправильно».

Вот такое творческое начало и воспитывает в человеке творчество, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в ребенке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих  сложную систему воспитания человека.

Творческие способности к импровизации раскрываются и при игре на детских музыкальных инструментах. Прежде, чем творить…..мы узнаем звуки. Различные звуки….природы – ручейка, шум ветра, дождя. А потом мы их находим в музыке. Пытаемся сравнить, найти, создать, сыграть.

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Они очень хорошо развивают творческое воображение. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать и родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом. 
Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте. 
Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой. 
Я раздаю инструменты заранее, с учетом возможностей ребенка. Мы все выбираем, к какому образу подходит какой звук. Очень важно рассказывать сказку эмоционально, медленно, выдерживая паузы. Ребенок играет в паузах, озвучивая текст. 
чтобы ребенок не растерялся, я ему подсказываю когда вступить взглядом или жестом.

 Я всегда рядом с ним,конечно же, мы все заранее пробуем играть на инструментах. Постепенно , ближе к четырем годам ребенок знает названия инструментов, сравнивает их звучание и характер с другими инструментами.
А сейчас мы  сами попробуем озвучить небольшое произведение. 
«Мышиная история» 
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму. 
ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану) 
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. 
МЕТАЛЛОФОН (или треугольник) 
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок. 
ТРЕУГОЛЬНИК 
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. 
Они грызли орешки, 
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ, 
грызли зёрнышки 
РУБЕЛЬ (или расчёска) 
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки. 
ШУРШИМ МАРАКАСАМИ 
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками. 
ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ) 
А снаружи на землю каждый день падал снег 
МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам) 
Шумел ветер, 
ДУДИМ В БУТЫЛКУ 
И над мышиными норками намело большой-большой сугроб. 
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках. 
КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке) 

Я желаю всем успехов в нашей педагогической деятельности, и чтобы наша работа приносила только радость и удовольствие от того, что мы творим и стараемся не зря, а во благо самого сокровенного в этой жизни – детей!

Ескендирова Айжан Сериковна

Страница создана: 24.05.2019 17:13
Страница обновлена: 24.05.2019 17:15

Список организаций
Текст