АБАЙ МЫРЗАХМЕТОВ АТЫНДАҒЫ КӨКШЕТАУ УНИВЕРСИТЕТІ ЖАНЫНДАҒЫ КӨКШЕТАУ ЖОҒАРЫ КОЛЛЕДЖ МЕКЕМЕСІ
УЧРЕЖДЕНИЕ КОКШЕТАУСКИЙ ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ ПРИ КОКШЕТАУСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ АБАЯ МЫРЗАХМЕТОВА

РОЛЬ ПРЕДМЕТА «САМОПОЗНАНИЕ» В ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКА

Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ,

с помощью которого он сможет разумно показать,

проявить себя и в конце концов изменить себя и сформировать.

 Бэкон Фрэнсис

   

преподаватель социальных дисциплин и самопознания

Шаяхметова Диана Рафиковна

В одном из высказываний Сары Алпысовны Назарбаевой  прозвучали такие слова: «Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе духовно-нравственные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле»

    В нашем современном мире личность подростка окружена множеством разнообразных источников сильного воздействия на него. Эти воздействия носят как позитивный, так и негативный характер, в зависимости от того в каком социальном окружении находится подросток.

     Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем подрастающего поколения. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому я  считаю, что актуальность проблемы воспитания подростков  связана, по крайней мере, с тремя положениями:

         Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

         Во-вторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

         В-третьих, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют  подростка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

         В нашей стране благодаря введению предмета «Самопознание» идёт целенаправленная работа по возрождению нравственных основ человеческого бытия на благо будущего. Об этом мечтали все философы во все времена и века. ВеликийШакарим говорил, что  в  процессе воспитания человека необходимо ввести науку Совести. Об этом должны позаботиться учёные. Они должны разработать данное учение как предмет, обязательный для всех…

         Главная цель предмета«Самопознание»: способствовать нравственно – духовному образованию, гармоничному становлению человека посредством развития следующих ключевых компетенций:

  • определять свою жизненную позицию;
  • конструктивно решать разные вопросы соответственно нравственным нормам;
  • выстраивать позитивное отношение к себе, к людям и окружающему миру;
  • оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
  • жить в ладу с самим собой; быть искренним в мыслях, словах и действиях;
  • проявлять созидательную активность, гражданственность, патриотизм и толерантность;
  • проявлять готовность к нравственному выбору и ответственность за свои мысли, слова и поступки;
  • развивать на практике навыки служения обществу.

 

Исходя из поставленных целей, можно выделить основные задачи предмета «Самопознание»:

  • Развитие потребности подростков в самопознании и творческой самореализации;
  • Содействие в формировании гармоничной картины мира, понимании сути гуманистических ценностей;
  • Формирование опыта нравственного поведения в учебных и жизненных ситуациях.

         Познание человеком самого себя предусматривает изучение ценностей: «самопознание», «нравственность», «человек», «жизнь», «духовность», «красота», «мудрость», «истина», «здоровье», «гармония», «служение», «труд», «дружба», «любовь», «общение».

         Я считаю, что «Самопознание» является образованием для сердца, оно призвано дополнить внутренним, нравственно - духовным смыслом образовательный процесс. А сам  предмет «Самопознание» помогает раскрыть внутреннюю природу подростка.

    Я полностью согласна со словами С.А. Назарбаевой, что пока человек не познает сам себя, свои возможности, своё предназначение – он будет игрушкой в руках судьбы.

          Если же мы начинаем задумываться над глубокими философскими вопросами о том, кто мы, откуда мы, для чего пришли в этот мир и куда идем – это уже первый шаг к тому, чтобы осознать свое невежество, а значит, изменить свое мировоззрение, свое внутреннее «Я» в лучшую сторону…

         «Самопознание» - это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. В основе программы - развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей.

         Педагог должен помочь раскрыть  всем и каждому потенциал добра, гуманизма и любви. Это и есть те благодатные зерна, которые нужно взращивать всем миром. То есть  это те универсальные способности, благодаря которым  человек становится человеком любящим и любимым, милосердным и сострадательным, ласковым и терпеливым, общительным и дружелюбным, готовым к взаимопониманию и толерантности, к уважению не совпадающих взглядов и культурных традиций, а значит - счастливым, испытывающим радость от каждого мгновения благого дела.

         Одной из задач, стоящих перед каждым педагогом, является воплощение в жизнь общенациональной идеи «Mәңгілік Ел». Фундамент ее должен быть заложен ещё в школе, и огромную роль в этом играет, я считаю, предмет «Самопознание». Так как он способствует формированию лучших духовно-нравственных качеств и патриотических чувств учащихся, формированию казахстанского патриотизма и гражданской ответственности, развитие национального самосознания и толерантности, укреплению светских ценностей и формированию осознанного непринятия молодежью идеологии терроризма и экстремизма, умению общаться в условиях межэтнического Казахстана.

         Итак, основными критериями нравственности человека - гражданина являются его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения. И воспитание лучших качеств человека – гражданина – основная цель работы учителя самопознания.

         Взаимоотношения с подростками важно выстраивать в соответствии с личностно – ориентированной моделью общения, цель которой – содействовать становлению личности подростка. Занятия по самопознанию способствуют установлению дружеских, толерантных взаимоотношений друг с другом, создают комфортный морально – психологический климат, в котором подростки чувствуют себя легко и свободно.

         Опираясь на индивидуальные способности обучающихся, я содействую развитию их общеучебных умений и жизненных навыков. Для этого на своих занятиях  я использую определенные общепринятые формы работы:

         провожу занятия в малых группах и  индивидуальную работу с обучающимися;

         При работе  с одаренными и неорганизованными подростками, стараюсь создать условия для выражения своего мнения, научить доказывать правильность своей позиции, отстаивать свою точку зрения. А также использую совокупность методов и приемов обучения, отражающих особенности организации  занятий: «Круг радости», «Наедине с собой», «Работа с текстом», «Беседа», «Игра», «Упражнение», «Творческая деятельность», «Круг от сердца к сердцу» и др. Все они занимают определенное место в структуре занятия  и направлены на создание благоприятной, психологически комфортной среды. В зависимости от темы занятия последовательность указанных приемов варьируется и используется на разных этапах. Важно помнить, что методические приемы, рекомендуемые для использования на занятиях, способствуют возникновению желания у детей активно участвовать в речевом и коммуникативном общении. На занятиях стараюсь постоянно поощрять обучающихся.

         Занятия по предмету позволяют достичь конкретных воспитательных результатов, а именно:

         1) осознания подростком значимости и содержания понятий: свобода, независимость, толерантность, ненасилие, разум, воля, любовь, честь, достоинство, творчество, культура, искусство;

         2) расширения представления о позитивных и негативных качествах, эмоциях и чувствах человека;

         3) осознания неповторимости своей индивидуальности, умения с уважением относиться к проявлениям индивидуальности другого человека;

         4) умения быть милосердным по отношению к слабым, больным, обиженным; проявления сострадания к людям через оказание реальной помощи;

         5) умения поддерживать дружеские отношения дома, в сфере ближайшего окружения, в совместной деятельности на основе принципов нравственности и норм духовности; осознания негативности ссор, конфликтов, умения преодолевать их и взаимодействовать на основе сотрудничества и согласия;

         6) понимания важности гармонии физического и духовного здоровья, значимости здорового образа жизни;

         7) умения свободно выражать свои мысли и чувства, объективно оценивать себя;

         8) умения ценить дружбу и общение, быть терпеливым, прощать обиды, непонимание, выслушать и понять другого человека;

         9) умения достойно и ответственно вести себя в разных ситуациях, управлять своим эмоциональным состоянием, сдерживать негативные эмоции, побуждения;

         10) умения отстаивать свои принципы, позиции и убеждения, не унижая достоинства других людей;

         И в итоге хочу сделать вывод о том, что предмет "Самопознание" действительно помогает человеку найти себя, раскрыть свои лучшие качества, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком, в полном смысле этого слова!

Страница создана: 24.05.2019 17:23
Страница обновлена: 24.05.2019 17:35

Список организаций
Текст